С 21 по 24 июля 2022 года в Рамешковском районе, в местах компактного проживания карельского населения, работала экспедиция по сбору лингвистического и этнографического материала.
Вот уже второй год подряд такие выезды в гости к тверским карелам объединяют единомышленников – исследователей и активистов, занимающихся изучением и популяризацией языка и культуры тверских карел.
В этом году в экспедиции участвовали исследователи и активисты из Твери и Смоленска – это историк Анна Савинова, уроженка Толмачей и преподаватель карельского языка Анастасия Рунтова, культуролог Григорий Зайцев, и языковой активист с корнями из максатихинских карел Александр Булкин. Также сбором материалов занималась группа учёных из Петрозаводска, из Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук (ИЯЛИ КарНЦ РАН) – это языковеды Ирина Новак и Наталия Пеллинен, фольклорист Мария Кундозёрова и этнолог Сергей Минвалеев.
Экспедиция проходила в карельских деревнях, лежащих к востоку от Рамешек – деревнях, которые относятся к Алёшинской сельской территории; а также к западу от Рамешек – в округе села Никольское.
Коллектив разбивался на группы по 2–3,4 человека, и каждая группа общалась с тем или иным жителем деревни (информантом). Состав микрогрупп менялся как в течение дня, так и изо дня в день. Общение с информантами строилось в формате беседы. Оно проходило на самые разные темы: как раньше жили? какой была деревня? как женились? как воспитывали детей? как работали? во что верили? как отмечали праздники? как пекли пироги? как варили пиво? как лечили болезни? как хоронили? когда и почему карелы сюда переселились? какой он, карельский характер? – и многом-многом другом. Общение с информантами проходило на карельском и русском языках.
О ходе своей работы, о традициях, фольклоре и языке тверских карел исследователи рассказывали прямо «из полей» в необычной форме квиза (англ. «викторина», «опрос»), ежедневно публикуя полевые загадки в группе соцсети ВКонтакте «Молодые учёные ИЯЛИ». Загадки были о тех интересных фактах, которые нам удавалось узнать в ходе исследования, например: каких людей характеризуют понятия «pitkänäppi», «tuhmatukku» или «laiskapužu»? почему пирожки-сканцы по-карельски называются «kukkopiiruat»? что связывает кумушку и кузнеца? как и на каком этапе процесса изготовления пива получается «kal’l’a»? что означают слова «ylävözet» и «alavozet» в названиях деревень алёшинской стороны и их жителей? как по-карельски называются деревни Рамешковского района? что такое «juablokka kuadeissa» («яблоко в штанах»)? и т.д.
Всего же участники экспедиции обследовали 10 карельских деревень Рамешковского района, познакомились со множеством интересных людей и ценных информантов, записали около 20 часов образцов карельской речи, собрали фольклорные тексты, этнографические данные, а также фото- и видеоматериалы, посетили большое количество красивых вдохновляющих мест.
Все аудио-, видео- и фотоматериалы, собранные в ходе экспедиции, впоследствии будут переданы в фонограммархив ИЯЛИ КарНЦ РАН. В дальнейшем собранный материал будет использован на курсах карельского языка; для подготовки научных публикаций; в проведении мероприятий, направленных на популяризацию карельского языка и культуры; в наполнении сайта, посвящённого языку и культуре тверских карел luadie.ru, а также наполнении пабликов в соцсетях, посвящённых тверским карелам.