В Зубцовском районе недалеко от с. Погорелое Городище на берегу реки Дёржи расположились несколько карельских деревень. В начале XX в. их насчитывалось 9: Ивановское, Семёновское, Васильевское, Матюгина, Новое, Александровка, Ботино (Марьино), Галахово, Введенское.
Как карелы оказались здесь доподлинно не известно. Бытует легенда о том, что карелов выиграл в карты и перевёз в эти земли местный помещик (по другой версии - царь). С конца XVIII века карельские деревни принадлежали дворянам Новосильцевым (Новосильцовым), усадьба которых располагалась в селе Ивановское, там же была большая каменная церковь. По преданию многие окрестные деревни получили названия от имён барских детей.
До середины XX века карелы в этих деревнях проживали достаточно обособленно, редко брали замуж девушек из соседних русских деревень, сохраняли свои традиции, говорили на родном языке.
На данный момент карелов или их потомков можно встретить в Семёновском, Васильевском, Новом (объединили с Александровкой), Матюгино и Ивановском. Деревни Галахово и Введенское, разрушенные в годы Великой Отечественной войны, не были восстановлены, а Ботино обрусеро.
Наиболее тяжелым и трагическим периодом в истории дёржанских карелов стали военные и послевоенные годы. Деревни были оккупированы немцами, которые успели выстроить на высоких берегах реки основательные укрепления. В ходе ожесточённых боёв по освобождению территории все деревни были полностью разрушены. При отступлении фашисты угнали всё местное население в Смоленскую область или на работы в Германию. Когда появилась возможность, люди вернулись в родные места, ставшие пепелищем, жили в блиндажах и окопах, постепенно восстанавливая разорённые деревни.
Воспоминания об этих страшных событиях и рассказы старшего поколения до сих пор очень живы. Все с кем мы общались, говорили нам о судьбах родных в военное время.
Языковеды традиционно различают три тверских диалекта карельского языка, относящихся к южнокарельской группе собственно карельского наречия: толмачевский, весьегонский и дёржанский диалект, имеющий довольно специфические особенности в фонетике, морфологии и лексике.
Первым исследователем, который в 1912 г. побывал у дёржанских карелов, был финляндский языковед Ю. Куёла. В 1960-1970-х годах активно собирали языковой материал учёные из Петрозаводска и Эстонии.
Г.Н. Макаров в сборнике “Образцы карельской речи: калининские говоры” (1963 г.) приводит несколько текстов погорельских (зубцовских) карелов, которые он записал в 1960 году от жителей деревень Новое, Семеновское и Александровское.
Материалы, собранные А. В. Пунжиной в 1967-1971 гг., опубликованы в сборниках: “Прибалтийско-финское языкознание. Вып. 5” (1971); “Näytteitä karjalan kielestä. I. Образцы карельской речи” (1994); “Слушаю карельский говор” (2001). Результаты полевой работы у держанских карелов вошли в диссертацию “Именные категории в калининских говорах карельского языка”, которую А. В. Пунжина защитила в 1977 году.
В университете Тарту исследованиями фонетики и морфологии дёржанского говора занималась Паула Пальмеос, которая опубликовала ряд статей и образцы речи. В карельских деревнях до сих пор живы воспоминания о её экспедициях. Жители д. Васильевское хранят фотографии с П. Пальмеос.
В 80-90-х годах говор зубцовских карел собирал и исследовал эстонский учёный Ян Ыйспу (Таллин), который опубликовал сборник текстов и словарь.
Главным результатом нашей экспедиции стали записи образцов речи на дёржанском диалекте. К огромному сожалению, мы встретили лишь трёх носителей языка, возраст которых весьма солидный, а это означает, что в скором времени услышать карельскую речь зубцовских карел можно будет лишь в записях.
Побывав у дёржанских карелов, мы зафиксировали не только исчезновение языка, но и постепенное угасание деревень, население которых значительно сократилось за последние десятилетия. В летний период приезжают дачники из соседнего Московского региона, частично имеющие предков из карелов, память о которых ещё сохраняется. Многие помнят, что дедушки и бабушки говорили на карельском языке, готовили традиционные блюда (пироги, суп из нижних листьев капусты, парили брюкву). Живы в памяти и престольные деревенские праздники.
Благодарим Гормакова Екатерина Дмитриевна - в недавнем прошлом руководитель районной НКА, которая поделилась интересной информацией об истории дёржанских карелов и стала нашим проводником по карельским деревням.